г. Хабаровск, ул. Кирова, 1 и ул. Советская, 1А
Обратный звонок

Куда спешим? Selene 62

Kuda-spewimСкорость всегда была одной из главнейших характеристик, определяющих качество моторной яхты и влияющих на ее выбор. Однако насколько верно утверждение, что чем выше скорость, тем лучше яхта?

Текст Владимир Галько

Моторные яхты бывают водоизмещающие, глиссирующие и переходного типа. Каждому из режимов движения соответствует определенный диапазон относительной скорости (число Фруда), а сами лодки наделяются наиболее эффективной для данного режима формой корпуса: водоизмещающие — круглоскулыми обводами, глиссирующие — остроскулыми, модели переходного типа — первыми, вторыми или комбинированными.

Если рассматривать глиссирующие моторные яхты в диапазоне длин 15–20 м, то наиболее удачными проектами можно считать продукцию известных английских и итальянских верфей: Princess, Sunseeker, Ferretti Group, Azimut и др. Эти бренды, о которых пишет любое яхтенное издание, отличает броский внешний дизайн и планировки с выверенным стилем интерьеров, высококлассное оборудование, отлаженное серийное производство…

Все прекрасно и престижно, только смущают «детали», которые, впрочем, волнуют лишь особенно практичных владельцев. Речь о чрезмерной мощности двигателей и вызванном ею расходом топлива. Следствием для всех подобных яхт является невысокая дальность плавания, а также частые заправки и значительные затраты (цена на дизельное топливо в Европе почти везде приближается к 1,5–2 евро за литр).

Большую часть европейских судовладельцев такое положение дел вполне устраивает, тем более что серьезные путешествия на своих лодках предпринимают единицы. Вот им — тем, кто мечтает о дальних плаваниях и следит за эксплуатационными расходами, подходят моторные яхты совсем из другого сегмента.

ИНОЙ МИР

Показательно, что все больше людей в разных странах начинают присматриваться к лодкам водоизмещающего и переходного режимов движения. Учитывая растущий спрос на такие более экономичные в эксплуатации суда, их разные модели выпускают многие верфи. Разнообразие действительно велико, и часть лодок можно отнести к типу рекреационных траулеров и эксплореров: как известно, друг от друга они отличаются прежде всего мореходностью и запасом хода.

Но по отношению к глиссирующим яхтам у них масса других отличий. Поговорить об этом я хочу на примере траулерной яхты Selene 62 производства компании Jet-Tern Marine и сравнительно быстроходной яхты близкой длины любого известного европейского бренда.

Откровенно говоря, сравнивать столь разные лодки сложно, как и обсуждать, какая машина лучше: Porsche 911 или Toyota Land Cruiser. Но если хорошо понимать, для чего нужна яхта… Не беру для сравнения конкретную модель глиссирующей яхты, поскольку в нашем случае

Траулерная яхта — идеальное судно для путешествий!

это не имеет большого значения. К тому же я совершенно не хочу, чтобы по прочтении статьи у кого-то сложилось впечатление, что именно эта яхта проигрывает траулеру. Нет, тут дело в принципах.

selene

Мореходность и экономичность

При проектировании глиссирующих яхт идет нешуточная борьба за вес: во имя скорости приходится экономить на многом, конечно, не в ущерб прочности и безопасности. Следствие — жесткий лимит по оборудованию, хотя все, что нужно, на такой яхте имеется. Другое ограничение — форма корпуса: для мореходности такие суда наделяют высокой килеватостью днища, что уменьшает полезные объемы. На траулерных яхтах все иначе. Корпус вместительный благодаря полным обводам (шире на 200–350 мм), а мореходность обеспечивается и его формой с носовым бульбом, и массой: водоизмещение Selene 62 на 50–60% выше, чем у сопоставимых по длине глиссирующих яхт.

Более высокая парусность «траулеров» — это минус, но его компенсируют успокоители качки, которые теперь нередко ставят и на яхтах глиссирующих. А океанская категория «А» — еще один аргумент в пользу Selene 62: у многих «глиссеров» в спецификации значится «В» (Offshore).

По стилю эти интерьеры больше похоже на домашние, чем на судовые

Вот по скорости Selene 62 уступает сильно: максимальные 12 узлов ни в какое сравнение не идут с 35 узлами, зато дальность хода и экономичность… Если у глиссирующей яхты с двумя машинами общей мощностью 2000–2500 л.с. на круизной скорости 20–25 узлов расход составляет 250–300 л/ч (данные тестов конкретных моделей), то с дизелем 526 л.с. у «траулера» на круизных 8,5 узлах расход немногим более 20 л/ч. Соответственно, и дальность плавания превышает 3500 миль (против 300 миль). Даже если установить два дизеля, по автономности и экономичности «траулер» окажется далеко впереди. Это еще и благодаря вместимости топливных танков: она почти вдвое выше.

selene62-2   selene62-3

Вне времени и моды

Глиссирующие моторные яхты гораздо больше, нежели траулерные, связывают с характером и вкусами владельцев. Почему-то считается, что траулерные яхты покупают вышедшие на покой старички, которым так дешевле жить, не спеша путешествуя по миру. Насчет пенсионеров не уверен: предпочтения у них разные, к тому же я знаю немало активно работающих нестарых людей, владеющих такими яхтами. Дело здесь, думается, в другом. Скорости неизменно растут, им должен соответствовать архитектурный облик судна. Одна из черт нашего динамичного времени — привлекательная агрессивность, проявленная в хищном облике вещей, а для лодок — в энергичных, резко очерченных линиях корпуса, обтекаемой надстройке, форме остекления. Таковы, как правило, быстроходные яхты. Солидная же степенность траулеров всегда дышала уверенностью и как бы законсервировалась.

selene62-4

Многие уже считают глиссирующие яхты классикой. Но что есть классика, и как тогда назвать «траулеры», которые появились на десятки лет раньше? В фэшн-индустрии вещи и аксессуары, которым более 30 лет, принято именовать винтажными. Так вот, траулеры выглядят именно такими, и это сильно выделяет их на фоне остальных яхт. Здесь и португальский мостик, и свободная палуба в носу, и полноценные боковые проходы, накрытые нависающим флайбриджем… Нынешняя эстетика не всегда сопровождается практичностью. В обычной жизни это можно пережить, но в море все иначе: там пройти вдоль борта быстроходной яхты не так просто.

Жить — не тужить!

Та же «петрушка» и внутри. На траулерных яхтах не встретишь минимализма в стилистике интерьера и беленого дуба в окружении стекла и сверкающей стали. Здесь преобладают массив тика или вишни. Удобный салон предлагается в нескольких вариантах: с обеденной зоной или без нее, камбуз можно оставить в салоне или поднять на уровень рубки. Кстати, на Selene 62 он довольно большой, и это оправдывает существующая психологическая связь: меньше скорость — больше ешь.

Поднятая над уровнем салона для улучшения обзора крупная ходовая рубка оборудована ничуть не хуже самой современной глиссирующей яхты. Отсюда управляешь не только судном по курсу, но и всеми его многочисленными системами и устройствами: отоплением и кондиционированием, генератором, подруливающими устройствами, бортовой электросетью (220 В/24 В), системами безопасности. Трап отсюда ведет на флайбридж, где видишь в принципе все то же, что и на быстроходной яхте: пост управления, тендер с кран-балкой, диван и т. д., только выглядит эта картинка несколько иначе.При хорошей оснащенности большинства яхт якорное и швартовное устройства на Selene 62 выглядят солиднее, чем у многих, как и мощная система электрических батарей. Еще стоит отметить протяженный фальшкиль, дающий защиту винто-рулевому комплексу, повышающий устойчивость на курсе, и обилие столь необходимых в море рундуков — на таких лодках их количество и расположение проблем не вызывает.

Кают три, и расположены они традиционно: мастер-каюта на миделе от борта до борта, VIP-каюта в носу (обе с большими кроватями, шкафами, полками и пр.) и третья гостевая с двумя койками — по левому борту. Интерьеры кают и салона, исполненные в общей спокойной стилистике, как нельзя лучше подходят для морского путешествия. Во время долгих переходов в таких интерьерах чувствуешь себя уютнее. Кроме того, отсутствие дифферента при разгонах, негромкий двигатель, полная шумоизоляция, наличие успокоителей качки и даже тиковые поручни на подволоке салона делают путешествие еще более приятным и комфортным даже в свежую погоду. Кстати, следует отметить

Яхты-траулеры спокойно ходят и в высоких широтах

наличие еще одной каюты в корме, предназначенной для экипажа, но такая опция часто присутствует и на глиссирующих яхтах.

selene62-5

Китай? Да, китай!

selene62-6tech-selene62

Несколько слов о происхождении Selene 62. Эту яхту серии Selene Ocean Trawlers строят на верфи Jet-Tern Marine в Китае, чего совершенно не следует опасаться. Производство на верфи и менеджмент организованы по европейским стандартам. Также европейским (и мировым) стандартам отвечают технологии и материалы: стеклопластик формуют с применением полиэфирной смолы, стеклоткани и стекломатов с разнонаправленными волокнами, дивинисела (сэндвичевые конструкции); сборка палубы и корпуса производится на клею и болтах с последующим ламинированием стыков; система набора — продольно-поперечная (стрингеры и шпангоуты); есть даже четыре водонепроницаемых переборки… Так что все серьезно: Selene 62 — вовсе не китайская джонка. Здесь же следует заметить, что ряд проектов яхт Selene разработал Гвидо де Грут — голландский дизайнер и конструктор с мировым именем, и яхты Selene не выглядят белыми воронами в европейских акваториях и маринах.

Определенным недостатком марки Selene можно считать малую (пока!) известность в Европе, хотя в США этих лодок уже около 400. Однако сей факт предлагаю рассматривать как достоинство: бренд — штука не бесплатная, за него верфи с мировым именем берут дополнительные деньги, которые в структуре цены не всегда очевидны. А Selene 62 по стоимости заметно выгоднее многих моделей «глиссеров» той же длины от именитых верфей. Дальше считайте сами!

Что в итоге?

Если вы хотите путешествовать и для вас расходы имеют значение, выбор, с учетом сказанного выше, смещается в сторону водоизмещающих корпусов. Конечно, когда хочется быстрее добраться из точки «А» в точку «В», водоизмещающая лодка не подойдет. Возможно, и быстроходный катер окажется недостаточно быстрым — и тогда стоит обратиться к вертолетам. Но… если мы мечтаем о дальних путешествиях…

В последнее время я стал замечать: сколько ни ходишь на глиссирующей яхте — хоть на севере Европы, хоть в Средиземном море, не менее 80% дистанции приходятся на водоизмещающий режим. Читая на форумах мнения владельцев яхт, общаясь с представителями верфей, приходишь к выводу: в реальности многие быстроходные яхты ходят с ограничением скорости, что гарантирует больший комфорт и снижение расходов на топливо. А что уж говорить о тех, кто предпочитает яхты парусные! Да и море не всегда позволяет «втопить до упора». Но если даже и удается, то немалый шум мощных двигателей, удары и прочие удовольствия от гонки по волнам через 2–3 часа сделают из вас космонавта. И тогда вопрос «Куда спешим?» становится особенно актуальным.

В связи со сложной технологической ситуацией на заводах, график производств смещён на 2022 год! Размещаем предзаказы на 2022 г. по «Jeanneau» до 25 апреля 2021г., «Quicksilver» до 20 июня 2021г, остальные бренды по запросу!