Скорость всегда была одной из главнейших характеристик, определяющих качество моторной яхты и влияющих на ее выбор. Однако насколько верно утверждение, что чем выше скорость, тем лучше яхта?
Текст Владимир Галько
Моторные яхты бывают водоизмещающие, глиссирующие и переходного типа. Каждому из режимов движения соответствует определенный диапазон относительной скорости (число Фруда), а сами лодки наделяются наиболее эффективной для данного режима формой корпуса: водоизмещающие — круглоскулыми обводами, глиссирующие — остроскулыми, модели переходного типа — первыми, вторыми или комбинированными.
Если рассматривать глиссирующие моторные яхты в диапазоне длин 15–20 м, то наиболее удачными проектами можно считать продукцию известных английских и итальянских верфей: Princess, Sunseeker, Ferretti Group, Azimut и др. Эти бренды, о которых пишет любое яхтенное издание, отличает броский внешний дизайн и планировки с выверенным стилем интерьеров, высококлассное оборудование, отлаженное серийное производство…
Все прекрасно и престижно, только смущают «детали», которые, впрочем, волнуют лишь особенно практичных владельцев. Речь о чрезмерной мощности двигателей и вызванном ею расходом топлива. Следствием для всех подобных яхт является невысокая дальность плавания, а также частые заправки и значительные затраты (цена на дизельное топливо в Европе почти везде приближается к 1,5–2 евро за литр).
Большую часть европейских судовладельцев такое положение дел вполне устраивает, тем более что серьезные путешествия на своих лодках предпринимают единицы. Вот им — тем, кто мечтает о дальних плаваниях и следит за эксплуатационными расходами, подходят моторные яхты совсем из другого сегмента.
ИНОЙ МИР
Показательно, что все больше людей в разных странах начинают присматриваться к лодкам водоизмещающего и переходного режимов движения. Учитывая растущий спрос на такие более экономичные в эксплуатации суда, их разные модели выпускают многие верфи. Разнообразие действительно велико, и часть лодок можно отнести к типу рекреационных траулеров и эксплореров: как известно, друг от друга они отличаются прежде всего мореходностью и запасом хода.
Но по отношению к глиссирующим яхтам у них масса других отличий. Поговорить об этом я хочу на примере траулерной яхты Selene 62 производства компании Jet-Tern Marine и сравнительно быстроходной яхты близкой длины любого известного европейского бренда.
Откровенно говоря, сравнивать столь разные лодки сложно, как и обсуждать, какая машина лучше: Porsche 911 или Toyota Land Cruiser. Но если хорошо понимать, для чего нужна яхта… Не беру для сравнения конкретную модель глиссирующей яхты, поскольку в нашем случае
Траулерная яхта — идеальное судно для путешествий!
это не имеет большого значения. К тому же я совершенно не хочу, чтобы по прочтении статьи у кого-то сложилось впечатление, что именно эта яхта проигрывает траулеру. Нет, тут дело в принципах.
Мореходность и экономичность
При проектировании глиссирующих яхт идет нешуточная борьба за вес: во имя скорости приходится экономить на многом, конечно, не в ущерб прочности и безопасности. Следствие — жесткий лимит по оборудованию, хотя все, что нужно, на такой яхте имеется. Другое ограничение — форма корпуса: для мореходности такие суда наделяют высокой килеватостью днища, что уменьшает полезные объемы. На траулерных яхтах все иначе. Корпус вместительный благодаря полным обводам (шире на 200–350 мм), а мореходность обеспечивается и его формой с носовым бульбом, и массой: водоизмещение Selene 62 на 50–60% выше, чем у сопоставимых по длине глиссирующих яхт.
Более высокая парусность «траулеров» — это минус, но его компенсируют успокоители качки, которые теперь нередко ставят и на яхтах глиссирующих. А океанская категория «А» — еще один аргумент в пользу Selene 62: у многих «глиссеров» в спецификации значится «В» (Offshore).
По стилю эти интерьеры больше похоже на домашние, чем на судовые
Вот по скорости Selene 62 уступает сильно: максимальные 12 узлов ни в какое сравнение не идут с 35 узлами, зато дальность хода и экономичность… Если у глиссирующей яхты с двумя машинами общей мощностью 2000–2500 л.с. на круизной скорости 20–25 узлов расход составляет 250–300 л/ч (данные тестов конкретных моделей), то с дизелем 526 л.с. у «траулера» на круизных 8,5 узлах расход немногим более 20 л/ч. Соответственно, и дальность плавания превышает 3500 миль (против 300 миль). Даже если установить два дизеля, по автономности и экономичности «траулер» окажется далеко впереди. Это еще и благодаря вместимости топливных танков: она почти вдвое выше.
Вне времени и моды
Глиссирующие моторные яхты гораздо больше, нежели траулерные, связывают с характером и вкусами владельцев. Почему-то считается, что траулерные яхты покупают вышедшие на покой старички, которым так дешевле жить, не спеша путешествуя по миру. Насчет пенсионеров не уверен: предпочтения у них разные, к тому же я знаю немало активно работающих нестарых людей, владеющих такими яхтами. Дело здесь, думается, в другом. Скорости неизменно растут, им должен соответствовать архитектурный облик судна. Одна из черт нашего динамичного времени — привлекательная агрессивность, проявленная в хищном облике вещей, а для лодок — в энергичных, резко очерченных линиях корпуса, обтекаемой надстройке, форме остекления. Таковы, как правило, быстроходные яхты. Солидная же степенность траулеров всегда дышала уверенностью и как бы законсервировалась.
Многие уже считают глиссирующие яхты классикой. Но что есть классика, и как тогда назвать «траулеры», которые появились на десятки лет раньше? В фэшн-индустрии вещи и аксессуары, которым более 30 лет, принято именовать винтажными. Так вот, траулеры выглядят именно такими, и это сильно выделяет их на фоне остальных яхт. Здесь и португальский мостик, и свободная палуба в носу, и полноценные боковые проходы, накрытые нависающим флайбриджем… Нынешняя эстетика не всегда сопровождается практичностью. В обычной жизни это можно пережить, но в море все иначе: там пройти вдоль борта быстроходной яхты не так просто.
Жить — не тужить!
Та же «петрушка» и внутри. На траулерных яхтах не встретишь минимализма в стилистике интерьера и беленого дуба в окружении стекла и сверкающей стали. Здесь преобладают массив тика или вишни. Удобный салон предлагается в нескольких вариантах: с обеденной зоной или без нее, камбуз можно оставить в салоне или поднять на уровень рубки. Кстати, на Selene 62 он довольно большой, и это оправдывает существующая психологическая связь: меньше скорость — больше ешь.
Поднятая над уровнем салона для улучшения обзора крупная ходовая рубка оборудована ничуть не хуже самой современной глиссирующей яхты. Отсюда управляешь не только судном по курсу, но и всеми его многочисленными системами и устройствами: отоплением и кондиционированием, генератором, подруливающими устройствами, бортовой электросетью (220 В/24 В), системами безопасности. Трап отсюда ведет на флайбридж, где видишь в принципе все то же, что и на быстроходной яхте: пост управления, тендер с кран-балкой, диван и т. д., только выглядит эта картинка несколько иначе.При хорошей оснащенности большинства яхт якорное и швартовное устройства на Selene 62 выглядят солиднее, чем у многих, как и мощная система электрических батарей. Еще стоит отметить протяженный фальшкиль, дающий защиту винто-рулевому комплексу, повышающий устойчивость на курсе, и обилие столь необходимых в море рундуков — на таких лодках их количество и расположение проблем не вызывает.
Кают три, и расположены они традиционно: мастер-каюта на миделе от борта до борта, VIP-каюта в носу (обе с большими кроватями, шкафами, полками и пр.) и третья гостевая с двумя койками — по левому борту. Интерьеры кают и салона, исполненные в общей спокойной стилистике, как нельзя лучше подходят для морского путешествия. Во время долгих переходов в таких интерьерах чувствуешь себя уютнее. Кроме того, отсутствие дифферента при разгонах, негромкий двигатель, полная шумоизоляция, наличие успокоителей качки и даже тиковые поручни на подволоке салона делают путешествие еще более приятным и комфортным даже в свежую погоду. Кстати, следует отметить
Яхты-траулеры спокойно ходят и в высоких широтах
наличие еще одной каюты в корме, предназначенной для экипажа, но такая опция часто присутствует и на глиссирующих яхтах.
Китай? Да, китай!
Несколько слов о происхождении Selene 62. Эту яхту серии Selene Ocean Trawlers строят на верфи Jet-Tern Marine в Китае, чего совершенно не следует опасаться. Производство на верфи и менеджмент организованы по европейским стандартам. Также европейским (и мировым) стандартам отвечают технологии и материалы: стеклопластик формуют с применением полиэфирной смолы, стеклоткани и стекломатов с разнонаправленными волокнами, дивинисела (сэндвичевые конструкции); сборка палубы и корпуса производится на клею и болтах с последующим ламинированием стыков; система набора — продольно-поперечная (стрингеры и шпангоуты); есть даже четыре водонепроницаемых переборки… Так что все серьезно: Selene 62 — вовсе не китайская джонка. Здесь же следует заметить, что ряд проектов яхт Selene разработал Гвидо де Грут — голландский дизайнер и конструктор с мировым именем, и яхты Selene не выглядят белыми воронами в европейских акваториях и маринах.
Определенным недостатком марки Selene можно считать малую (пока!) известность в Европе, хотя в США этих лодок уже около 400. Однако сей факт предлагаю рассматривать как достоинство: бренд — штука не бесплатная, за него верфи с мировым именем берут дополнительные деньги, которые в структуре цены не всегда очевидны. А Selene 62 по стоимости заметно выгоднее многих моделей «глиссеров» той же длины от именитых верфей. Дальше считайте сами!
Что в итоге?
Если вы хотите путешествовать и для вас расходы имеют значение, выбор, с учетом сказанного выше, смещается в сторону водоизмещающих корпусов. Конечно, когда хочется быстрее добраться из точки «А» в точку «В», водоизмещающая лодка не подойдет. Возможно, и быстроходный катер окажется недостаточно быстрым — и тогда стоит обратиться к вертолетам. Но… если мы мечтаем о дальних путешествиях…
В последнее время я стал замечать: сколько ни ходишь на глиссирующей яхте — хоть на севере Европы, хоть в Средиземном море, не менее 80% дистанции приходятся на водоизмещающий режим. Читая на форумах мнения владельцев яхт, общаясь с представителями верфей, приходишь к выводу: в реальности многие быстроходные яхты ходят с ограничением скорости, что гарантирует больший комфорт и снижение расходов на топливо. А что уж говорить о тех, кто предпочитает яхты парусные! Да и море не всегда позволяет «втопить до упора». Но если даже и удается, то немалый шум мощных двигателей, удары и прочие удовольствия от гонки по волнам через 2–3 часа сделают из вас космонавта. И тогда вопрос «Куда спешим?» становится особенно актуальным.