г. Хабаровск, ул. Кирова, 1
г. Владивосток, ул. Набережная, 7
г. Москва, Ленинградское шоссе, 39 стр 6
Обратный звонок

Предисловие

Яхт-клубы — особые сообщества людей, которые объединяются в связи с особой любовью к кораблям, водным путешествиям, парусному и гребному видам спорта. История яхт-клубов России, по мнению самих основателей и первых энтузиастов этого движения, уходила во времена правления императора Петра Великого. Петра I называли «первым русским водным спортсменом». Предшественником всех российских яхт-клубов в XIX в. считали «Невский флот», учрежденный в Санкт-Петербурге в 1718 г. Основанный Петром Великим «Невский флот» не был клубом. Любителями водных прогулок жители Санкт-Петербурга в XVIII веке становились не столько по собственной воле, сколько по высочайшему указанию. В связи с этим в их среде не возникало желаний добровольно регулярно встречаться и совместно проводить время, совершая путешествия на своих судах. Именно по этой причине «Невскому флоту» была уготована недолгая жизнь.

Первое добровольное объединение любителей морских путешествий возникло на западных окраинах Российской империи, на берегах Балтийского моря в 1820-е годы. В Ревеле был основан «Орден отважных яхтсменов», основателем которого стал член Большой гильдии, купец Карл Крафт. В «Орден» входили, в частности, бургомистр, олдермен (староста) ордена Черноголовых, что делало это объединение престижным в глазах местных жителей. Это общество объединяло людей, в основном увлекавшихся морскими прогулками. Дух таинственности, сложные церемониалы, сопровождавшие деятельность «Ордена», придавали ему сходство с тайными обществами. При этом орденский характер этого союза был в известной мере «театрализованным». О его «бюргерской» демократичности свидетельствует уже тот факт, что его членами могли стать дамы, «имевшие добрую славу и совершившие из любви к морю хоть один выход в море не менее, чем на одну милю».

В центре Российской империи первый яхт-клуб был основан в середине XIX столетия. При этом, как и в 1718 г., это произошло по инициативе императора. Император Николай I, заинтересовавшийся в Англии традициями местных яхт-клубов, в 1846 г. учредил собственный Санкт-Петербургский Императорский яхт-клуб, стараясь перенести на российскую почву обычаи, устоявшиеся за последние сто лет в яхт-клубах Великобритании (первый английский яхт-клуб был основан в 1720 г.) По сути, клуб был одним из дворцовых учреждений, поэтому вступать в него могли лица только дворянского сословия, при этом располагающие в основном значительными средствами, позволяющими платить весьма высокие годовые взносы. Со временем из-за увеличения числа лиц, получивших личное дворянство по достижении определенного чина по Табели о рангах, в Устав этого клуба было внесено и еще одно ограничение, призванное сохранить аристократический характер общества, — правом вступления обладали только потомственные дворяне. Строгая сословность Императорского клуба во второй половине XIX в. не способствовала распространению и развитию любительского спорта, пропаганде идей здорового досуга. Тем не менее элитарному Санкт-Петербургскому Императорскому яхт-клубу суждено было положить начало более широкому увлечению морским спортом.

Демократизация жизни в царствование императора Александра II открыла возможность создания внесословных спортивных объединений. В качестве альтернативы Императорскому яхт-клубу в 1860 г. был открыт Санкт-Петербургский речной яхт-клуб. Это общество стало первым в Российской империи добровольным объединением любителей водных путешествий, созданным по инициативе частных лиц. Оно сложилось на основе группы энтузиастов, решивших объединиться в клуб, который способствовал бы развитию водных видов спорта и распространению навыков гребли и управления парусными судами среди широких слоев петербургского общества. По образцу Речного яхт-клуба в разных местах Российской империи стали появляться многочисленные морские и речные клубы, парусные и гребные общества и кружки. Гребные и парусные гонки, катание на буерах, совместные путешествия, занятия зимними видами спорта, постоянные физические тренировки в гимнастических залах, познавательные лекции — все виды деятельности Санкт-Петербургского яхт-клуба получили распространение по всей империи. Деятельность Речного яхт-клуба стимулировала учреждение клубов во многих русских губерниях. Огромную роль сыграли многочисленные издания клуба, и особенно выпускаемая им газета «Яхта». Проводившаяся на протяжении десятилетий Речным яхт-клубом пропаганда гребли и плавания на небольших спортивных яхтах имела значение для городов, не имеющих поблизости больших акваторий. Поэтому особенностью отечественного водного спорта можно считать возникновение яхт-клубов не только на морских побережьях, но и на берегах крупных рек, как на юге, так и на севере Российской империи.

К началу XX столетия яхт-клубы существовали почти во всех губернских городах Российской империи. Большую роль в этом сыграла государственная поддержка, прямая заинтересованность первых лиц империи и морского начальства в массовом развитии морского спорта. Как и в начале XVIII столетия, это было связано с необходимостью укрепления русского флота. Во второй половине XIX в. деятельность многих клубов, и прежде всего Санкт-Петербургского речного яхт-клуба, курировалась Морским министерством, а с 1907 г. — Министерством торговли и промышленности. Некоторые яхт-клубы получали от министерств деньги на поощрение отличившихся спортсменов и решение хозяйственных проблем. Многим клубам курирующие их министерства выделяли особые призы для победителей регат, при этом для некоторых клубов в качестве призов предполагались не почетные кубки, а суда сначала зарубежной, а затем отечественной постройки. Тем самым правительство ежегодно способствовало расширению любительской флотилии.

В деятельности некоторых яхт-клубов, прежде всего санкт-петербургских, принимали участие многие представители императорской фамилии, а также сам государь император и члены его семьи. Постоянную поддержку яхт-клубам оказывали великие князья, управлявшие Морским министерством. Вначале это был вел. кн., генерал-адмирал Константин Николаевич, позже место «главного моряка» империи занял вел. кн., генерал-адмирал Алексей Александрович. На рубеже столетий покровителем морского спорта становится вел. кн. Александр Михайлович, избравший морскую карьеру и назначенный Главноуправляющим торговым мореплаванием и портами. Эти великие князья часто избирались почетными командорами, августейшими покровителями и почетными членами многих российских яхт-клубов. Покровительствовала яхт-клубам и супруга вел. кн. Александра Михайловича, вел. кн. Ксения Александровна, дочь императора Александра III и сестра императора Николая II.

Клубы, в массовом порядке возникавшие с 1870-х годов, были открытыми для участия всех сословий. Не принимали в клуб только несовершеннолетних, служащих нижних воинских чинов и учащихся, также лиц, ограниченных в правах по суду или изгнанных из других аналогичных обществ за нарушение законов «чести и приличия». Во второй половине XIX в. уставы большинства яхт-клубов исключали возможность вступления женщин в члены этих обществ. Тем не менее дам не только приглашали на все клубные праздники, но и допускали к участию в гонках, в основном, гребных. Женщины активно занимались на зимних катках яхт-клубов фигурным катанием, бегом на коньках и т.д. На рубеже XIX—ХХ вв., по мере общей демократизации российского общества, дам стали принимать в члены спортивных обществ. Новообразованные клубы специально оговаривали право вступления лицам «обоего пола» с правом ношения особой формы, а некоторые старые общества вносили соответствующие поправки в новые редакции своих уставов.

Почти все клубы состояли из действительных и почетных членов; иногда в клубах состояло небольшое число членов-сотрудников. Возглавлял клуб командор, при нем был вице-командор (иногда их было несколько); текущими делами занимался Комитет, все должности были выборными. В каждом клубе соблюдалась строгая отчетность не только за использование коллективных средств, но и за проведение намеченных на сезон спортивных состязаний и хозяйственных дел. Наиболее важные вопросы в жизни яхт-клубов, в том числе и избрание новых членов, решало Общее собрание. Его повестка дня регламентировалась заранее. Согласно правилам того времени, о времени и месте проведения Общего собрания следовало заблаговременно предупредить полицию.

Уставы яхт-клубов регламентировали форму и флаги обществ, цвет и изображения которых следовали в основном образцу Санкт-Петербургского речного яхт-клуба. На флагах обычно помещался герб того города или губернии, на территории которых эти общества действовали. В качестве образца для формы членов яхт-клуба определяли морской мундир, но без погон. Во второй половине ХIX в. форма членов яхт-клубов была преимущественно темно-зеленой, позднее стала темно-синей. Яхт-клубы имели собственные печати и знаки с изображением якорей, канатов, весел и т.п. Разумеется, наиболее активно действовали клубы в летний сезон, что было обусловлено климатическими условиями. Гонки были заметным событием в жизни каждого города, где существовал яхт-клуб. На клубные соревнования стекалось много зрителей. Как правило, регаты сопровождались музыкой; победителям раздавали призы. Помимо гонок, яхт-клубы устраивали многолюдные катания на судах — дальние экскурсии, «венецианские праздники», всевозможные семейные состязания на коньках и т.п.

В начале ХХ в. многие яхт-клубы стали объединяться в союзы по территориальному принципу или по общему для них виду спорта. Так, в 1907 г. возник Союз балтийских яхт-клубов, в 1912 г. — Российский парусный гоночный союз. Также действовал Всероссийский союз гребных обществ.

Значение яхт-клубов для развития спорта в Российской империи не ограничивалось греблей или яхтингом. Яхт-клубы стали центром конькобежного спорта, фигурного катания на коньках, а также футбола. Значительное место в их деятельности принадлежало и обучению молодежи. Создавались школы парусного спорта, школьные классы, устраивались гонки для учащихся, назначались особые молодежные призы. Многие яхт-клубы содержали на жалованье инструкторов.

При многих обществах водного спорта были солидные библиотеки, постоянно действующие лектории. Деятельность обществ способствовала развитию не только отечественного спорта, но и яхтостроения. При клубах функционировали шлюпочные мастерские, причем если в первые годы существования того или иного общества использовались лодки столичной или европейской сборки, то со временем их стали уверенно вытеснять лодки местного производства.

Яхт-клубы в России способствовали не только развитию водных видов спорта, кораблестроения, профессионального образования, появлению новых видов досуга. Демократическое устройство яхт-клубов создавало условия для их успешного развития, а также придавало больше привлекательности всему добровольному движению любителей водных видов спорта и проведения досуга в путешествиях по воде. Яхт-клубы во второй половине XIX — начале XX вв. стали неотъемлемой частью российского общества. Разразившаяся Первая мировая война и последовавшая за ней смена государственного строя прервали деятельность яхт-клубов. Некоторые из них продолжили свое существование после революции. И это касается не только яхт-клубов в остзейских губерниях, ставших самостоятельными государствами, но и некоторых среднерусских, получивших новую известность уже в советское время.

В настоящем издании впервые воссоздана общая картина клубной деятельности в Российской империи. Здесь публикуются описания тех яхт-клубов, чья деятельность была заметной в спортивной жизни Российской империи, губерний и городов, где они были расположены, и отразилась в архивных документах и публикациях. Большинство представленных материалов составляют неопубликованные данные, извлеченные из государственных архивов Москвы и Санкт-Петербурга, а также из уникальных клубных изданий второй половины XIX — начала XX столетий. А. Баталов