О том, что представляет собой яхтенный спорт сегодня – в интервью с техническим директором яхт-клуба “Лагуна”
Хабаровск, 30 апреля, AmurMedia. Яхт-клуб в Хабаровске – это не просто место для стоянки катеров, лодок и яхт, это настоящий дом для увлеченных делом людей. О том, что представляет собой сегодня яхтенный спорт, в интервью корр. ИА AmurMedia рассказал технический директор яхт-клуба “Лагуна” Павел Калашников.
Павел, расскажите, пожалуйста, что представляет собой современный яхт-клуб?
Все яхт-клубы в Хабаровске – это те объекты и территории, которые возникли из советского прошлого. Яхт-клуб, который находится в районе затона РЭБ флота, и тот, что на центральном пляже – все они когда-то давно были организованы любителями. Наш клуб создан с нуля. Это, конечно, тяжело, не сразу приходит понимание, как правильно делать, как неправильно. Поэтому делаем так, как считаем нужным.
Мы считаем, что яхт-клуб – это не просто стоянка лодок, катеров и яхт. Помимо принятия, хранения, ремонта и обслуживания судов, яхт-клуб должен быть местом для комфортного пребывания яхтсменов.
Поэтому все хозяйство яхт-клуба должно быть организовано так, чтоб человек, увлекающийся этим видом отдыха, чувствовал себя здесь как дома.
Сколько членов клуба сейчас?
Членов клуба сейчас насчитывается 48 человек. Это довольно много, и сейчас у нас пока нет возможности, чтобы принять новых членов клуба. Много желающих, но у нас открыты свободные гостевые места для тех, кто хочет без членства в клубе иметь возможность хранить, эксплуатировать судно, заправляться, да и чтоб машина под охраной была.
Что подразумевает под собой понятие “членство в клубе”?
На самом деле это такой спорный вопрос, на который нет ответа. Только придя к нам, люди начинают понимать это. Получается, мы больше друзья. Мы общаемся, дружим семьями, встречаемся, собираемся на все праздники, дни рождения, и увеличивать количество постоянных членов клуба и одновременно сохранять тот комфорт и удовольствие, которые люди здесь получают, пока нет возможности.
Расскажите, а как вы пережили наводнение в прошлом году?
Наводнение мы пережили хорошо. Наш клуб находится на территории завода им. Кирова, а в советское время очень заботились защитой заводских территорий от чрезвычайных ситуаций, и высота берега здесь относительно уровня воды достаточно большая. Мы остались здесь как на острове.
Со всех сторон была вода, но мы не прекратили эксплуатацию: люди приезжали, катались на катерах, привозили гостей, которые хотели посмотреть на происходящее с воды.
Единственная проблема была в том, что нас отрезали от электричества, но мы обеспечили работу генераторов, вывоз мусора, то есть сделали все, что требовалось. Так что это нас не очень коснулось. Единственное, что пострадало, – инфраструктура, которая была создана: средства безопасности для пожаротушения, электрификации понтонного хозяйства – это все затопило, размыло, смыло берегоукрепления, габионные сооружения, которые защищали от эрозии почву, от смыва мусора и грязи. И сейчас приходится все восстанавливать.
Вы упомянули, что клуб начался с увлечения. Расскажите об этом подробнее.
Да, он начался с увлечения и продолжает притягивать таких же увлеченных. Сейчас не интересно просто иметь катер или яхту, ну есть они и есть. Людей привлекает возможность выйти в акваторию или дальше, отдохнуть на воде, а некоторые приезжают просто вечером на полчаса, никуда не выходя просто побыть здесь, посмотреть на воду. У многих тут хранятся водные мотоциклы, и солидные люди за 50 занимаются спортивным аквабайком, получают всплеск адреналина, дополнительные эмоции и физическую нагрузку – она нужна и полезна в любом возрасте – и демонстрируют хорошие результаты.
Вы помогаете изучить судоходство?
Мы не только помогаем, мы обязываем. Потому что, пройдя курсы и выучив судоходство на бумаге, человек просто будет знать, как куда ездить, на какие знаки смотреть. Фактически каждый катер имеет свои скоростные свойства, качества преодоления разных препятствий, волн, там очень много нюансов, которые нужно увидеть на практике. Кроме того, если на катере установлено новое оборудование, требуется его настройка, обкатка, и вместе с хозяином выходим, показываем, учим, и человек перестает бояться встать у штурвала. У нас есть люди, которые никогда не водили, но потом встают у штурвала яхты в 10-15 метров. И ничего не боятся.
На какую помощь в экстренной ситуации могут рассчитывать члены клуба?
Всегда, в любом месте, в любое время, наши друзья могут быть уверены, что получат необходимую помощь. Иногда по телефону, иногда прямо на месте. Разные случаи бывают –веревка намотается на винт, и катер полностью теряет ход. В этом случае нужно только нырять – большой катер поднять невозможно. Мы несем ответственность за всех, кто здесь находится.
Поэтому, когда МЧС объявляет штормовое предупреждение, мы категорически запрещаем членам и гостям клуба выход из нашей акватории.
Кроме того, мы настоятельно рекомендуем нашим друзьям установку навигационного оборудования и радиостанций речного диапазона для получения дополнительной информации о погоде и для связи с другими судами. Конечно, до системы распознавания судов мы еще не дошли, но стараемся всем привить правила безопасности на воде и относиться к ним с не меньшей, а то и большей ответственностью, чем к правилам дорожного движения.
На судне ответственность за каждого пассажира несет лично капитан.
И если в машине – заправился, сел, надел ремень безопасности и поехал, то на судне перед выходом нужно проверить все – от наличия топлива, масла и воды до состояния откачивающих помп и спасательного оборудования. Если с нами заключен договор технического обслуживания, то эти заботы мы возьмем на себя. При заключении договора подписывается также инструкция по технике безопасности, по огнезащитным мероприятиям.
А если предстоит дальнее плавание?
Вообще, эксплуатация судов на Амуре в ночное время категорически запрещена. Только по разрешению начальника порта и только тем судам, где установлено специальное оборудование: камеры ночного видения, радары, которые обеспечивают видимость берегов, препятствий, плывущих по воде. У нас есть суда, которые готовятся выйти в море, хотят пойти к Шантарским островам, в Советскую Гавань, во Владивосток и Находку. Мы в этом помогаем – устанавливаем необходимое оборудование, обеспечиваем большую автономность судну, то есть, осуществляем полную поддержку. Мы постоянно ездим на выставки, общаемся между городами и всегда в курсе всех новинок.
Какие дополнительные направления предлагает ваш яхт-клуб?
В позапрошлом году для детей членов клуба и для всех желающих мы открыли яхтенную школу.
Купили старый “Оптимист” – это яхта малого класса, на ней начинают все спортсмены – и собрали нашу молодежь.
В прошлом году под руководством опытного человека они ее восстанавливали – проводили работы по зачистке корпуса, шлифовке, покраске, устанавливали дополнительный крепежный элемент, вносили некоторые изменения в управление. Конечно, помогали им и с деталями, и с работами, и в конце прошлого лета ребята спустили яхту на воду. Вообще, молодежь у нас проходит и школьную практику, и просто помогает – где-то на территории приберут, где-то гайки покрутят. У них здесь есть и аквабайки, и квадрациклы, и на машинах учатся рулить. Летом они практически тут живут – и помощь от них, и под присмотром.
Павел, а как с продажей яхт и катеров?
Первоначально мы не думали заниматься продажами. У нас стояло четыре катера, была телега, мы дружно их спускали, поднимали, ходили на рыбалку, отдыхали, отмечали дни рождения, праздники. Позже появилось желание попробовать что-то новое.
Вот яхта “Макгрегор”, одна из самых популярных яхт в мире. Она очень удобная, легкая, трейлерного типа. Человек может ее, зацепив, увезти, скажем, во Владивосток, и там попутешествовать по морю, понырять.
Дайвингисты очень любят эту яхту. У нее маленькая осадка, можно пришвартоваться прямо к берегу, не боясь, что ее замоет песком, а потом спокойно столкнуть и выйти в море. Но при этом у нее просторная каюта на восемь мест, есть камбуз, гальюн. Кроме того, она оснащена подвесным мотором, что позволяет передвигаться при отсутствии ветра. В Хабаровске мы не продали ни одной – у нас не настолько развит яхтинг. Но, тем не менее, люди интересуются, прицениваются, высказывают намерение приобрести. Поймите, яхта – это не просто лодка.
Это совершенно другое восприятие воды, совершенно другое перемещение по воде.
Но не всем нравится такой вид, многие предпочитают скоростные либо круизного типа суда. К примеру, есть скоростные катера для бординга. Борднинг – сравнительно новый вид спорта, это передвижение на доске с помощью буксировки и выполнение разных трюков. Многие члены нашего клуба увлекаются этим направлением. Кроме того, появился вид борднига, где движешься без веревки. То есть за счет изменений в корпусе катер поднимает волну высотой 1,5 – 2 метра, лыжник выходит на волну, отпускает веревку и дальше движется уже без нее. У нас есть новый катер для этого, в Хабаровске аналогов нет.
Следующие типы катеров – катера круизного типа от 5 до 12 метров. Можно сказать, это катер выходного дня. Там есть каюта, можно переночевать, но нет как такового мостика закрытого – у него есть только тент для защиты от дождя. Автономность у него 2 дня максимум, потому что небольшой бак для бензина и небольшой бак для воды, но зато он очень скоростной, активный и маневренный.
Такие катера очень близки к спортивным, они для тех, кто любит драйв – высокая скорость на воде вкупе с безопасностью, которая гарантируется производителем.
То есть приезжает человек вечером, завел, прокатился, вернулся. Говорит, я за час отдохнул, как за выходные, получил эмоции, почистилась голова, пришли новые мысли. И все потому, что нет стандартного облика глазу, а на воде – особая энергетика.
Далее – катера с дополнительной автономностью плавания и дополнительным комфортом. Каютные катера с закрытой кабиной. В принципе, они очень похожи на катера круизного типа, но у них дополнительно существуют кабины. Конечно, из-за этого они приобретают дополнительный вес, но взамен дают дополнительный комфорт.
В каюте можно обеспечить прохладу в жаркий день и тепло осенью (климат-контроль). И эти катера очень популярны именно у рыбаков.
Приезжают люди, пять-шесть катеров, весь день рыбачат, а вечером собираются, вместе ужинают, ходят друг к другу в гости, и доходит до того, что они переносят на катер не просто быт и уют, а полностью домашнюю атмосферу.
У нас есть самая большая яхта на Дальнем Востоке – яхта “Монакус” длиной 13 метров.
То есть за последние 12 лет развития торговли на Дальнем Востоке она – самая большая новая яхта.
Мы ее специально строили на хорватской верфи полтора года, чтобы привезти яхту такого класса как образец. Конечно, есть аналоги, которые строят итальянские и английские верфи, но в этой соотношение цена – качество просто идеальное. Стоит она в Хорватии 365 тысяч евро, плюс индивидуально, под каждый корпус, считается стоимость доставки и растаможки.
Вот эта яхта 2013 года, новая, концерн “Жено”, Франция. По своему размеру имеет очень маленькую осадку. Сейчас мы ее готовим к эксплуатации, дооснащаем оборудованием, устанавливаем то, что попросил клиент: 3G-телевидение, 3G-усилители сигнала, камеры, радар, прожектора, радиостанции, навигационное оборудование, систему ориентирования на воде, то есть очень много монтажа, более 150 наименований оборудования.
Какие новинки вы предлагаете своим клиентам?
Новинки сейчас появляются лишь в монтаже и в эксплуатации. Если, к примеру, раньше все внутри соединялось кабелями, то теперь все работает по wi-fi внутри корабля. Это облегчает монтаж.
А так – кардинально нового еще ничего не придумано, космические технологии в продажу не поступили. А то, что поступило – мы уже предлагаем.
Доходит до того, что ставим систему встроенного пылесоса, газовые барбекю, инфракрасные плиты, обогреватели. На сегодня есть потребность в установке солнечных батарей с высоким классом отдачи электричества. А то, что касается новинок – мы постоянно их предлагаем, и на сегодня иметь все типы катеров невозможно. Стоимость катеров большого класса очень высокая, а катеров среднего и малого класса очень много есть в наличии. У нас на стоке сейчас есть порядка 10-15 единиц, которые очень популярны.
Ну и последний, традиционный вопрос – каковы ваши планы на будущее?
Первоочередные планы – обеспечение хранения яхт в тепле. Это самый грандиозный проект. Пластиковые корпуса судов подвержены повреждениям при перепаде температур, и даже хранение при нуле градусов обеспечивает им больший срок службы. Если пластиковую мебель, пришедшую за зиму в негодность, можно поменять, то корпус переделать очень тяжело. Поэтому мы планируем строительство большого эллинга на 1,2 – 1,5 тысяч кв метров для теплого хранения судов. Кроме того, скоро тут будет кафе, на втором этаже клуба откроется магазин для яхтсменов. В общем, планов очень много.
И в заключении хочу напомнить, что гостевые места в нашем клубе всегда есть, так что милости просим!